Марчук Лариса Андреевна

Аспирант департамента психологии, стажер-исследователь международной лаборатории Позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
-
Мотивационные профили аспирантов и их связь со стилем научного руководства и публикационной активностьюТеоретическая и экспериментальная психология 2025. № 3. c.72-91подробнее182
-
Актуальность. В последние годы российские аспиранты демонстрируют низкий уровень защит квалификационных работ. Мотивация является важным психологическим, а стиль поддержки научным руководителем — межличностным факторами завершения аспирантуры и успешности аспирантов.
Цель. Целью исследования стало выявление характерных мотивационных профилей аспирантов и проверка их отличий по трем показателям мотивирующих стилей научного руководства, поддерживающих базовые психологические потребности аспирантов в автономии, компетентности и связанности.
Выборка. В исследовании приняли участие аспиранты российских вузов (N = 151; M = 26,7 лет; SD = 4,17).
Методы. Для оценки внутренней, разных типов внешней мотивации и амотивации научной деятельности использовался опросник «Универсальные шкалы типов мотивационной регуляции» UPLOC (Шелдон и др., 2015; Марчук, Гордеева, 2024), для оценки стилей научного руководства — «Краткие шкалы поддержки базовых психологических потребностей аспирантов» D-N2S (Van der Linden et al., 2018). Применялся также составленный для целей исследования опросник удовлетворенности обучением и оценка публикационной активности. Методы статистической обработки данных включали корреляционный анализ, анализ латентных профилей, дисперсионный анализ, расчет показателей надежности шкал.
Результаты. Выделены четыре мотивационных профиля аспирантов (автономно мотивированный (54%), интроецированный (13%), экстернальный (18%) и амотивированный (15%)). Показано, что данные четыре группы аспирантов значимо различаются по воспринимаемым стилям научного руководства (поддерживающий автономию, структурирующий и вовлеченный), удовлетворенности обучением и частично — публикационной активности. Автономный тип, отличающийся доминированием внутренней и идентифицированной мотивации работы над диссертацией, демонстрирует наиболее благоприятные показатели успешности и удовлетворенности.
Выводы. Мотивационные профили, отражающие доминирующие мотивы, демонстрируют ожидаемые связи со стилями научного руководства, удовлетворенностью обучением, намерениями его завершать и публикационной активностью аспирантов, причем, только половина аспирантов обнаружили оптимальный профиль мотивации написания диссертации. Соответственно, практики научного руководства, способствующие поддержке автономной мотивации аспирантов, связанной с их удовлетворенностью обучением и показателями публикационной активности, могут являться мишенью при организации повышения квалификации научных руководителей в вузах.
Ключевые слова: мотивация; профили мотивации; аспиранты; теория самодетерминации; стиль научного руководства; удовлетворенность обучением; психология образования
-
