Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Использование методики «Рисунок несуществующего животного» для диагностики эмоционального состояния детей с опытом проживания в зонах боевых действий

Использование методики «Рисунок несуществующего животного» для диагностики эмоционального состояния детей с опытом проживания в зонах боевых действий

Аннотация

Резюме

Актуальность. Актуальность исследования обусловлена необходимостью организации научно обоснованного психологического сопровождения и реабилитации детей и подростков, переживших психотравмирующие события в связи с проведением боевых действий.

Цель. Изучить возможности применения методики «Рисунок несуществующего животного» для диагностики эмоционального состояния детей, переживших травмирующий опыт в зонах ведения боевых действий.

Выборка. В исследовании приняли участие дети из Донецкой и Луганской народных республик, а также Курской и Белгородской областей. Общая выборка составила 50 детей в возрасте от 4,5 до 13 лет (средний возраст — 7,7 лет), в том числе 24 ребенка (48%), проживавших в зоне боевых действий и перемещенных в пункты временного размещения без родителей, и 26 детей (52%), перемещенных из городов, находящихся рядом с зоной боевых действий, вместе с одним из родителей или опекуном.

Методы. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ), контент-анализ, анализ индивидуального случая.

Результаты. Результаты исследования показали выраженные эмоциональные нарушения у детей, находящихся в ситуации вынужденного переселения в результате ведения боевых действий. Методика РНЖ подтвердила свою диагностическую ценность для выявления тревожности, агрессии и признаков психической травматизации у детей, переживающих стрессовые ситуации в зонах боевых действий.

Выводы. Дети, имеющие опыт проживания в ситуации боевых действий, демонстрируют повышенный уровень тревожности и агрессии, сниженное настроение. Проведенное исследование подтверждает возможность применения методики «Рисунок несуществующего животного» в работе с детьми, перемещенными в пункты временного размещения.

Литература

Александрова, Л.А., Дмитриева, С.О. (2024). Дети в условиях войны: обзор зарубежных исследований. Современная зарубежная психология, 13(1), 139–149.

Бирина, Е.Р., Гордеева, В.В. (2022). Страхи детей-беженцев дошкольного возраста и способы их устранения в ДОО. Вестник педагогических наук, (6), 228–231.

Вознюк, В.Д. (2021). Исследование страхов у дошкольников с помощью проективных методик. Аллея науки, 1(5), 843–845.

Деревянкина, Н.А., Юферова, М.А. (2023). Психологическая диагностика эмоциональных реакций подростков и юношей из ЛНР, ДНР и вновь освобожденных территорий. Ярославский педагогический вестник, (3), 137–147.

Дукаревич, М.З., Яньшин, П.В. (1990). Рисунок несуществующего животного. В кн.: Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. Под ред. С.Р. Пантелеева (С. 54–72). Москва: Изд-во МГУ.

Захарова, Н.М., Цветкова, М.Г. (2020). Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям. Психология и право, 10(4), 185–197.

Исаакян, О.В., Ткаченко, А.А. (2016). Психологические особенности социальной адаптации подростков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря. Инновационная наука, (7), 176–180.

Лыкова, Е.С. (2016). Анализ возрастных особенностей развития детского рисунка. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, (3), 134–139. 200

Музыченко, Г.Ф. (2022). Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. Москва: Изд-во «Когито-Центр».

Овчаренко, Л.Ю. (2014). Система психологической помощи детям беженцев. Системная психология и социология, (4), 54–64.

Портнова, А.А. (2011). Особенности клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей. Уральский медицинский журнал, (8), 39–45.

Стычинская, И.М., Михайлова, Ю.С. (2017). Применение проективных методов в диагностике эмоционально-волевой сферы младших школьников. В кн.: Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. Сб. Междунар. науч.-практич. конф. (20 сентября, 2017 г.). Под ред. А.А. Сукиасян. (С. 6–9). Волгоград: Изд-во «ОМЕГА САЙНС».

Тупиченко, Т.А. (2021). Влияние жизненной стратегии на способы преодоления сложной жизненной ситуации. В кн.: Научная реальность и образы будущего в контексте междисциплинарных исследований. Сб. XXXVIII Всеросс. науч.-практич. конф. (14 октября, 2021 г.). (С. 173–176). Ростов-на-Дону: Изд-во «ПРИОРИТЕТ».

Ульянина, О.А., Александрова, Л.А., Дмитриева, С.О. (2024). Особенности актуального состояния обучающихся в регионе с высокой степенью вовлеченности в последствия боевых действий. Социальная психология и общество, 15(1), 171–189.

Шелиспанская, Э.В., Васина, Ю.М. (2022). Методы работы педагога-психолога с детьми, прибывшими из зоны боевых действий. Глобальный научный потенциал, (11), 129–131.

Шелиспанская, Э.В., Васина, Ю.М. (2023). Психолого-педагогическое сопровождение детей из регионов локальных военных конфликтов в рамках летней многопрофильной образовательной лагерной смены. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования, 23(1), 108–118.

Шова, Т.А. (2021). Достоинства и недостатки применения проективных методик в психодиагностике. В кн.: Психологические и биологические особенности нарушенного поведения. Сб. Всеросс. науч.-практич. круг.ст. с междун. уч. (10 июня, 2021 г.) Под ред. Т.А. Шиловой. (С. 83–86). Москва: Изд-во «Ритм».

Bendavid, E., Boerma, T., Akseer, N., Langer, A., Malembaka, E.B., Okiro, E.A., Wise, P.H., Heft-Neal, S., Black, R.E., Bhutta, Z.A. (2021). The effects of armed conflict on the health of women and children. The Lancet, 397(10273), 522–532.

Biset, G., Goshiye, D., Melesse, N., Tsehay, M. (2023). Post-traumatic stress disorders among children and adolescents in conflict-affected zones of Amhara region, February 2022. Frontiers in Psychology, (13). URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2022.1052975/full (accessed: 04.01.2023).

Ivanitska, T. (2024). The relevance and diagnostic potential of popular projective methods in psychodiagnostics: a comprehensive study. In the Collection of scientific papers "SCIENTIA". In: T. Bilous, (eds.). V International Scientific and Theoretical Conference (February 9, 2024). (pp. 131–133). Athens: Hellenic Republic.

Khazer, L., Gredebäck, G. (2023). The effects of war, displacement, and trauma on child development. Humanities and Social Sciences Communications, 10(1), 1–19.

Mukhtasar, I., Mavluda, M. (2021). The Study of Projective Methods in Psychology. JournalNX, 7(2), 66–69.

Ogina, T.A. (2012). The use of drawings to facilitate interviews with orphaned children in Mpumalanga province, South Africa. South African Journal of Education, 32(4), 428–440.

Suárez-Orozco, C., Motti-Stefanidi, F., Marks, A., Katsiaficas, D. (2018). An integrative risk and resilience model for understanding the adaptation of immigrant-origin children and youth. American Psychologist, 73(6), 781–796.

Zakharova, N., Mileokhina, A., Baeva, A., Velisevich, D. (2021). Mental consequences after experienced stress for children returned home from a war zone. Norwegian Journal of Development of the International Science, (74), 42–46.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-28

Поступила: 26.03.2025

Принята к публикации: 26.07.2025

Дата публикации в журнале: 16.08.2025

Ключевые слова: вынужденные переселенцы; психология детства; опыт боевых действий; эмоциональные нарушения; младший школьный возраст; «Рисунок несуществующего животного»

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2025