Теплинская Мария Доброгоровна

Лаборант лаборатории психологии информационной безопасности подростков Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований
-
Использование методики «Рисунок несуществующего животного» для диагностики эмоционального состояния детей с опытом проживания в зонах боевых действийТеоретическая и экспериментальная психология 2025. № 3. c.185–204подробнее241
-
Резюме
Актуальность. Актуальность исследования обусловлена необходимостью организации научно обоснованного психологического сопровождения и реабилитации детей и подростков, переживших психотравмирующие события в связи с проведением боевых действий.
Цель. Изучить возможности применения методики «Рисунок несуществующего животного» для диагностики эмоционального состояния детей, переживших травмирующий опыт в зонах ведения боевых действий.
Выборка. В исследовании приняли участие дети из Донецкой и Луганской народных республик, а также Курской и Белгородской областей. Общая выборка составила 50 детей в возрасте от 4,5 до 13 лет (средний возраст — 7,7 лет), в том числе 24 ребенка (48%), проживавших в зоне боевых действий и перемещенных в пункты временного размещения без родителей, и 26 детей (52%), перемещенных из городов, находящихся рядом с зоной боевых действий, вместе с одним из родителей или опекуном.
Методы. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ), контент-анализ, анализ индивидуального случая.
Результаты. Результаты исследования показали выраженные эмоциональные нарушения у детей, находящихся в ситуации вынужденного переселения в результате ведения боевых действий. Методика РНЖ подтвердила свою диагностическую ценность для выявления тревожности, агрессии и признаков психической травматизации у детей, переживающих стрессовые ситуации в зонах боевых действий.
Выводы. Дети, имеющие опыт проживания в ситуации боевых действий, демонстрируют повышенный уровень тревожности и агрессии, сниженное настроение. Проведенное исследование подтверждает возможность применения методики «Рисунок несуществующего животного» в работе с детьми, перемещенными в пункты временного размещения.
Ключевые слова: вынужденные переселенцы; психология детства; опыт боевых действий; эмоциональные нарушения; младший школьный возраст; «Рисунок несуществующего животного»
-
