Синельникова Елена Семеновна
кандидат психологических наук
Доцент кафедры прикладной психологии
-
Творческая личность и обществоТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 1. c.152-162подробнее1131
-
Актуальность. Жизнь творческой личности, ее деятельность протекает в тесной взаимосвязи с миром, в определенном социальном, культурном и историческом пространстве. Творческая деятельность требует сотрудничества между творческими людьми, определенных условий. Вместе с тем в психологической науке творческая личность нередко рассматривается вне социального, культурного и исторического контекста. Современный мир остро нуждается в творческих людях, однако отношение общества к творческой личности остается непростым и противоречивым.
Цель исследования. Анализ особенностей взаимоотношений творческой личности с обществом.
Метод. Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам становления творческой личности, ее взаимоотношений с миром, психологических биографий творческих людей.
Результаты. Необходимым условием творческой деятельности, создания социально значимого творческого продукта является овладение системой знаний в соответствующей области. На этапе становления творческая личность испытывает потребность в развивающем окружении и проявляет активность в его формировании. Взаимоотношения творческой личности и общества остаются непростыми во многих культурах и странах современного мира. Образовательные и организационные практики во многих странах не способствуют становлению и реализации творческой личности. Творческий продукт может получить высокую оценку общества или рынка, однако психологические особенности творческой личности, необходимые для его создания (активность, самостоятельность, мужество, развитая индивидуальность), воспринимаются как угроза в социально-культурном контексте, ориентированном на стабильность, предсказуемость и иерархию. Заключение. Творческую личность отличает активность в отношениях с миром как на этапе ее становления, так и в процессе ее деятельности. Творческая личность нередко вступает в конфликт с социальным миром и одновременно чутко откликается на его потребности. Жизненные решения творческой личности во многом определяются ее потребностью в реализации своего потенциала.
Ключевые слова: творческая личность; творчество; творческая деятельность; общество; культура
-
-
Смысложизненные ориентации и саморегуляция как психологические корреляты конструктивного совладания со стрессом в юношеском возрастеТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 1. c.79-89подробнее1028
-
Актуальность. Кризисное состояние современного мира, обусловленный им повышенный уровень стресса, создающий угрозу для психологического и физического здоровья людей, делают особенно актуальной проблему выявления психологических факторов совладания со стрессом. Молодые люди входят в число социальных групп, психологически наиболее уязвимых в ситуации кризиса, что было подтверждено данными исследований, проводившихся в период пандемии COVID-19. Смысложизненные ориентации и осознанная саморегуляция рассматриваются как личностные факторы, связанные с конструктивным совладанием со стрессом.
Цель исследования — выявление роли саморегуляции и смысложизненных ориентаций в совладании со стрессом в юношеском возрасте.
Методы. Для реализации задач исследования применялись методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева — «Цель в жизни», «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ» В.И. Моросановой, «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, «Опросник совладания со стрессом» (СОРЕ) в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы Excel, с применением корреляционного анализа.
Выборка. В исследовании приняли участие студенты вузов г. Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 23 лет (N = 60; 50% девушек).
Результаты. Корреляционный анализ данных показал, что осмысленность жизни позитивно взаимосвязана с активным совладанием (r = 0,440, p < 0,01), копингом, направленным на решение задач (r = 0,333, p < 0,01), социальным отвлечением (r = 0,357, p < 0,01) и негативно взаимосвязана с поведенческим уходом от проблемы (r = –0,442, p < 0,01), с копингом, ориентированным на эмоции (r = –0,500, p < 0,01). Саморегуляция позитивно взаимосвязана с копингом, ориентированным на решение задач (r = 0,606, p < 0,01), планированием (r = 0,510, p < 0,01), активным совладанием (r = 0,369, p < 0,01), подавлением конкурирующей деятельности (r = 0,334, p < 0,01).
Выводы. Исследование показало, что в юношеском возрасте высоким показателям осмысленности жизни и саморегуляции соответствуют конструктивные способы совладания со стрессом. Молодые люди, имеющие более высокий уровень осмысленности жизни и высокий общий уровень осознанной саморегуляции, в меньшей степени склонны к отказу от своих целей при столкновении с трудностями и препятствиями. Напротив, их активность направлена на поиск оптимального решения проблемы.
Полученные данные эмпирически подтверждают важную роль осмысленности жизни и саморегуляции в конструктивном совладании со стрессом. Анализ взаимосвязей этих психологических факторов с копинг-стратегиями дает основания заключить, что в то время, как саморегуляция позволяет максимально мобилизовать ресурсы для быстрого и эффективного решения проблемы, осмысленность жизни помогает справляться с продолжительными и трудноразрешимыми ситуациями, требующими сохранения физических и психических ресурсов на протяжении длительного времени.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации; осознанная саморегуляция; совладание со стрессом; копинг-стратегии; юношеский возраст; студенты
-