Знаков Виктор Владимирович
доктор психологических наук
Главный научный сотрудник Института психологии Российской академии наук.
-
Невыразимый экзистенциальный опыт — психологическое основание понимания немыслимогоТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 1. c.5-23подробнее1094
-
Статья посвящена психологическому анализу новой для российской психологии понимания проблемы — понимания немыслимого. Ранее было обосновано, что когнитивные составляющие феномена сводятся или к невероятному, невозможному, тому, что трудно представить, или к чрезвычайному, исключительному по степени проявления. Экзистенциальное значение «немыслимого» связано с принятием или отвержением моральных и социальных норм поведения человека в обществе, с недопустимостью ситуаций, которые понимаются большинством людей как немыслимые. Новизна статьи заключается в переходе от категориальных определений немыслимого к психологическим механизмам его понимания. Обосновывается, что одним из них является невыразимый травматический экзистенциальный опыт. Приводятся примеры опыта, анализируется семантика невыразимого, выявлены три его основных значения: словесно «невыразимое» означает непредставимое, неописуемое, превосходящее имеющиеся в распоряжении человека средства вербального представления; «невыразимое» может означать плохое, нежелательное или даже ненавистное; «невыразимое» — то, что нельзя произносить или говорить, квалифицирующее «священный» объект; о таком объекте нельзя говорить, потому что он находится за пределами профанного мира и его языка. Показано, что невыразимый травматический опыт (переживания последствий холокоста, проявлений зла, тяжелой болезни) указывает на то, что нельзя выразить в словах и способствует порождению внутриличностного конфликта, при котором субъекту одновременно надо и невозможно выразить немыслимое.Ключевые слова: немыслимое; невыразимое; психическая травма; экзистенциальный опыт
-
-
Психология возможного и возможностное мышлениеТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 2. c.5-22подробнее1002
-
Актуальность. Статья посвящена психологическому анализу новой для психологии возможного проблемы — возможностного мышления. Обосновано, что если классическая психология была направлена в прошлое, ориентирована на выявление связей прошлого опыта с текущим поведением, то креативный творческий потенциал психологии возможного заключается в том, что очень значительная ее часть устремлена в неизвестное неопределенное будущее. С точки зрения современной методологии научного познания, исследования в психологии возможного основаны на возможностном мышлении, включающем контрфактические рассуждения и интуитивную прозорливость.
Цель исследования: проанализировать теоретико-методологические основания возможностного мышления, основанного на контрфактических рассуждениях и интуитивной прозорливости.
Результаты. Осуществлен аналитический обзор исследований в области контрфактического мышления и интуитивной прозорливости. Выделены два главных направления исследований возможного — когнитивное и социокультурное. Когнитивное направление исследований отражает стремление ученых соотносить и сравнивать реальное положение дел с потенциально допустимым и потому возможным. Социокультурный подход имеет дело с возможным в такой реальности, в которой факты не являются однозначно объективными», потому что зависят от мнений, установок, ценностей, норм людей. Социокультурное понимание мира человека основано на анализе не только действительного мира, но и отношения к нему возможных миров.
Выводы. Возможностное мышление не структурно-содержательно, а функционально. Оно актуализируется тогда, когда без направленности на варианты изменения познавательной или коммуникативной ситуации нельзя понять ее наличное состояние, а также потенциал возможного развития. Значимыми компонентами возможностного мышления являются контрфактические рассуждения и интуитивная прозорливость. Использование такого мышления дает познающему субъекту возможность глубоко и полно анализировать не только наличную познаваемую ситуацию, но и возможные прошлые и будущие варианты ее изменения.
Ключевые слова: возможное; возможностное; контрфактические рассуждения; интуитивная прозорливость
-
-
Понимание прошлого и контрфактическое возможностное мышлениеТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 3. c.9-24подробнее257
-
Актуальность. В статье обосновано, что сегодня исследовательский акцент многих психологов смещается с понимания настоящего на анализ психологии понимания прошлого и будущего. Понимание прошлого анализируется как общегуманитарная и психологическая проблема. В качестве психологического механизма понимания прошлого рассматривается контрфактическое мышление.
Цель. Проанализировать понимание прошлого как функцию контрфактического возможностного мышления.
Результаты. Представлен анализ роли контрфактического мышления в понимании прошлого, которое не реально произошло, а могло включать альтернативные возможные события. Контрфактическое мышление исследовалось не как лапласовское непротиворечивое описание мира человека, а как сложное неоднозначное психическое образование. Показано, что контрфактическое мышление является инструментом познания не только психологов, но и историков, лингвистов, политологов и ученых других специальностей. Выделено пять функций контрфактического возможностного мышления, проявляющихся в поведении и деятельности: когнитивная, смыслообразующая, мотивационная, моральная, аффективно-регулятивная.
Выводы. В психологическом основании ретроспективного контрфактического мышления лежит обращение к прошлому, анализ возможных, но не свершившихся вариантов развития изучаемых событий и ситуаций. Характерная особенность контрфактов заключается в том, что контрфактические события — это не просто то, чего не было, а то, что действительно могло заменить произошедшее.
Ключевые слова: понимание прошлого; контрфактические рассуждения; функции контрфактического мышления; возможное; альтернативные события
-