Психообразование в нейропсихологической реабилитации
Аннотация
Актуальность. Различные заболевания центральной нервной системы, а также черепно-мозговые травмы, в том числе и боевые, полученные в период военных действий, могут привести к стойким когнитивным нарушениям, оказывающим негативное влияние на функционирование человека в повседневной жизни. Основной упор в работе с такими нарушениями делается на нейропсихологическую (когнитивную) реабилитацию. Психообразование пациентов, направленное на формирование адекватной внутренней картины болезни и повышение критичности к своему состоянию и поведению, рассматривается как самый первый и важный этап нейропсихологической реабилитации. Однако теоретические и методологические основы психообразования сформулированы и разработаны недостаточно четко, что в ряде случаев делает этот реабилитационный этап недостаточно эффективным.
Цель. Обзор и анализ клинико-психологических и нейропсихологических литературных данных по применению психообразования у неврологических пациентов, а также обсуждение дискуссионных вопросов в данном проблемном поле.
Результаты. Литературный обзор показал, что «психообразование» было впервые официально показано при тяжелых психических заболеваниях и продолжает развиваться в современной системе психосоциальной реабилитации лиц, страдающих психическими и психосоматическими расстройствами, как особый вид психосоциального вмешательства в структуре лечебно-реабилитационного процесса. Разные авторы особенно выделяют в психообразовании обучающий аспект, связанный с овладением пациентом способами опознания проявлений своих когнитивных и поведенческих расстройств.
Выводы. Психообразование должно быть внедрено в практику нейропсихологической (когнитивной) реабилитации. Чтобы продвинуть исследования и практику применения психообразования с целью повышения эффективности когнитивной реабилитации, необходима его разработка как типичного образовательного процесса, в котором каждому этапу должны соответствовать адекватные средства и практики. Кроме того, психообразование должно быть связано с процессом лечения и с конкретными терапевтическими и реабилитационными целями.
Литература
Абишев, А.Е., Сарыбаева, Г.К., Капанова, Г.Ж. (2018). Психообразовательные программы для больных шизофренией и их родственников как элемент реабилитации. Журнал неврологии и психиатрии, 118(4), 81–83. https://doi.org/10.17116/jnevro20181184181-83
Ахутина, Т.В., Варако, Н.А., Зинченко, Ю.П., Кроткова, О.А., Микадзе, Ю.В., Фуфаева, Е.В. (2016). Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации. Consilium Medicum, 18(2.1), 68–81.
Выготский, Л.С. (2000). Психология. Москва: Изд-во «ЭКСМО Пресс».
Гусева, О.В., Еричев, А.Н., Коцюбинский, А.П., Лутова, Н.Б. (2015). Особенности психотерапии и социотерапии при заболеваниях шизофренического спектра: учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
Желонкина, Т.А., Ениколопов, С.Н., Ермушева, А.А. (2014). Адаптация русскоязычной версии методики P. Salkovskis «Краткий опросник тревоги о здоровье». Теоретическая и экспериментальная психология, 7(1), 30–37.
Казаковцев, Б.А., Костюк, Г.П., Плотнику-Делеск, М., Карпенко, О.А. (2017). Психообразовательная работа во Франции и России: кросс-культурное исследование. Российский психиатрический журнал, (2), 4–12.
Лурия, А.Р. (1948). Восстановление функций мозга после военной травмы. Москва: Изд-во «АМН СССР».
Лурия, А.Р. (1971). Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения). Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Макушкина, О.А., Кулыгина, М.А., Панченко, Е.А. (2018). Психообразование как фактор протективности в системе реабилитации пациентов, совершивших общественно опасные действия. Доктор.Ру, (1), 54–58.
Моросанова, В.И. (2014). Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей. Теоретическая и экспериментальная психология, 7(4), 62–78.
Полонская, Н.Н. (2014). Жизнь на осколках видимого мира: Нейропсихологическая диагностика зрительной агнозии. Москва: Изд-во «Когито-Центр».
Серых, А.Б., Иванова, А.Р. (2011). Историко-концептуальные основы становления психообразования в медицинской практике. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, (11), 65–67.
Семенова, Н.Д., Кузьменко, А.Ю., Костюк, Г.П. (2016). Психообразование: проблемы и направления исследований. Обозрение психиатрии и медицинской психологии, (4), 3–11.
Anderson, C.M., Hogarty, G.E., Reiss, D.J. (1980). Family treatment of adult schizophrenic patients: A psycho-educational approach. Schizophrenia Bulletin, 6(3), 490–505.
Anderson, C.M., Reiss, D.J., Hogarty, G.E. (1986). Schizophrenia and the family: A Practitioner’s Guide to Psychoeducation and Management. New York: The Guilford Press Publ.
Donley, J.E. (1911). “Psychotherapy and re-education”. The Journal of Abnormal Psychology, 6(1), 1–10. https://doi.org/10.1037/h0071950
Galante, E., Gazzi, L., Caffarra, S. (2011). Psychological activities in neurorehabilitation: from research to clinical practice. Giornale Italiano di Medicina del Lavoro ed Ergonomia, 33(1 Suppl A), 19–28. PMID: 21488479.
Landsverk, S.S., Kane, C.F. (1998). Antonovsky’s sense of coherence: theoretical basis of psychoeductaion in schizophrenia. Issues in Mental Health Nursing, 19(5), 419–431. https://doi.org/10.1080/016128498248872
Leff, J., Berkowitz, R., Shavit, N., Strachan, A., Glass, I., Vaughn, C. (1989). A trial of family therapy v relatives groups for schizophrenia. The British Journal of Psychiatry, 154(1), 58–66. https://doi.org/https://doi.org/10.1192/bjp.154.1.58
Longley, W.A. (2022). Cognitive rehabilitation in multiple sclerosis. Australian Journal of General Practice, 51(4), 233–237. https://doi.org/10.31128/AJGP-08-21-6146.PMID:35362007
Longley, W.A., Tate, R.L., Brown, R.F. (2023). The psychological benefits of neuropsychological assessment feedback as a psycho-educational therapeutic intervention: A randomized controlled trial with cross-over in multiple sclerosis. Neuropsychological Rehabilitation, 33(5), 763–793. https://doi.org/10.1080/09602011.2022.2047734
Miller, T.W. (1981). Life events scaling: clinical methodological issues. Nursing research, 30(5), 316-20A. https://doi.org/10.1097/00006199-198109000-00015
Neff, L., Hayward, R. (1971). Reciprocal contributions between psychoanalysis and psychoeducation. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, Apr, 10(2), 204–241. https://doi.org/10.1016/s0002-7138(09)61734-9
Pinel, P. (1809). Traite´ me´dico-philosophique sur l’alie´nation mentale. Paris: J. Ant. Brosson Publ.
Poston, J.M., Hanson, W.E. (2010). Meta-analysis of psychological assessment as a therapeutic intervention. Psychological Assessment, 22(2), 203–212. https://doi.org/10.1037/a0018679
Prigatano, G., Schacter, D. (1991). Awareness of Deficit After Brain Injury: Clinical and Theoretical Issues. New York: Oxford University Press.
Simon, C. (1997). Psychoeducation: A contemporary approach. In: T.R. Watkins, J.W. Callicutt, (eds.). Mental health policy and practice. (pp. 129–145). California: Sage Publ. https://doi.org/10.4135/9781452243146.n8
Stuss, D.T. (1991). Disturbance of self-awareness after frontal system damage. In: G. Prigatono, D.L. Schacter, (eds.). Awareness of Deficit After Brain Injury: Clinical and Theoretical Issues. (pp. 67–83). New York: Oxford University Press.
Sunderaraman, P., Cosentino, S. (2017). Integrating the Constructs of Anosognosia and Metacognition: a review of recent findings in dementia. Current Neurology and Neuroscience Reports, 17(3), 1–9. https://doi.org/10.1007/s11910-017-0734-1
Silverberg, N.D., Panenka, W.J., Iverson, G.L. (2018). Fear Avoidance and Clinical Outcomes from Mild Traumatic Brain Injury. Journal of Neurotrauma, 35(16), 1864–1873. https://doi.org/10.1089/neu.2018.5662
Tomlinson, B.E. (1941). The psychoeducational clinic. In: C.E. Skinner, P.L. Harriman, (eds.). Child psychology: Child development and modern education. New York: MacMillan Co Publ.
Venkatesan, U.M., Ramanathan-Elion, D.M. (2022). Psychoeducation as Precision Health in Military-Related Mild Traumatic Brain Injury. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation, 103(6), 1222–1232. https://doi.org/10.1016/j.apmr.2021.08.012
Xia, J., Merinder, L.B., Belgamwar, M.R. (2011). Psychoeducation for schizophrenia. Cochrane Database of Systematic Reviews, (6), CD002831. https://doi.org/10.1002/14651858.CD002831.pub2
Wilson, B.A. (1996). A practical framework for understanding compensatory behaviour in people with organic memory impairment. Memory, 4(5), 465–486. https://doi.org/10.1080/741940776
Wilson, B.A. (2002). Toward a comprehensive model of cognitive rehabilitation. Neuropsychological Rehabilitation, 12(2), 97–110. https://doi.org/10.1080/09602010244000020
Wijenberg, M.L.M., Stapert, S.Z., Verbunt, J.A., Ponsford, J.L., Van Heugten, C.M. (2017). Does the fear avoidance model explain persistent symptoms after traumatic brain injury? Brain Injury, 31(12), 1597–1604. https://doi.org/10.1080/02699052.2017.1366551
Zolotareva, A., Maltseva, N., Belousova, S., Smirnikova, O. (2024). Mental Health Stigma and Mental Health Literacy in Russia: Their Prevalence and Associations with Somatic, Anxiety, and Depressive Symptoms. Psychology in Russia: State of the Art, 17(1), 23–33. https://doi.org/10.11621/pir.2024.0202
Zou, H., Li, Z., Nolan, M.T., Arthur, D., Wang, H., Hu, L. (2013). Self-management education interventions for persons with schizophrenia: a meta-analysis. International Journal of Mental Health Nursing, 22(3), 256–271.
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-34
Поступила: 03.09.2024
Принята к публикации: 01.10.2024
Дата публикации в журнале: 11.10.2024
Ключевые слова: нейропсихологическая реабилитация; когнитивные нарушения; психообразование; критичность; приверженность лечению
-
Для цитирования статьи: