Васильева Светлана Алексеевна
-
Психообразование в нейропсихологической реабилитацииТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 4. c.57-78подробнее208
-
Актуальность. Различные заболевания центральной нервной системы, а также черепно-мозговые травмы, в том числе и боевые, полученные в период военных действий, могут привести к стойким когнитивным нарушениям, оказывающим негативное влияние на функционирование человека в повседневной жизни. Основной упор в работе с такими нарушениями делается на нейропсихологическую (когнитивную) реабилитацию. Психообразование пациентов, направленное на формирование адекватной внутренней картины болезни и повышение критичности к своему состоянию и поведению, рассматривается как самый первый и важный этап нейропсихологической реабилитации. Однако теоретические и методологические основы психообразования сформулированы и разработаны недостаточно четко, что в ряде случаев делает этот реабилитационный этап недостаточно эффективным.
Цель. Обзор и анализ клинико-психологических и нейропсихологических литературных данных по применению психообразования у неврологических пациентов, а также обсуждение дискуссионных вопросов в данном проблемном поле.
Результаты. Литературный обзор показал, что «психообразование» было впервые официально показано при тяжелых психических заболеваниях и продолжает развиваться в современной системе психосоциальной реабилитации лиц, страдающих психическими и психосоматическими расстройствами, как особый вид психосоциального вмешательства в структуре лечебно-реабилитационного процесса. Разные авторы особенно выделяют в психообразовании обучающий аспект, связанный с овладением пациентом способами опознания проявлений своих когнитивных и поведенческих расстройств.
Выводы. Психообразование должно быть внедрено в практику нейропсихологической (когнитивной) реабилитации. Чтобы продвинуть исследования и практику применения психообразования с целью повышения эффективности когнитивной реабилитации, необходима его разработка как типичного образовательного процесса, в котором каждому этапу должны соответствовать адекватные средства и практики. Кроме того, психообразование должно быть связано с процессом лечения и с конкретными терапевтическими и реабилитационными целями.
Ключевые слова: нейропсихологическая реабилитация; когнитивные нарушения; психообразование; критичность; приверженность лечению
-