Ковязина Мария Станиславовна

кандидат психологических наук
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
-
Психообразование в нейропсихологической реабилитацииТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 4. c.57-78подробнее397
-
Актуальность. Различные заболевания центральной нервной системы, а также черепно-мозговые травмы, в том числе и боевые, полученные в период военных действий, могут привести к стойким когнитивным нарушениям, оказывающим негативное влияние на функционирование человека в повседневной жизни. Основной упор в работе с такими нарушениями делается на нейропсихологическую (когнитивную) реабилитацию. Психообразование пациентов, направленное на формирование адекватной внутренней картины болезни и повышение критичности к своему состоянию и поведению, рассматривается как самый первый и важный этап нейропсихологической реабилитации. Однако теоретические и методологические основы психообразования сформулированы и разработаны недостаточно четко, что в ряде случаев делает этот реабилитационный этап недостаточно эффективным.
Цель. Обзор и анализ клинико-психологических и нейропсихологических литературных данных по применению психообразования у неврологических пациентов, а также обсуждение дискуссионных вопросов в данном проблемном поле.
Результаты. Литературный обзор показал, что «психообразование» было впервые официально показано при тяжелых психических заболеваниях и продолжает развиваться в современной системе психосоциальной реабилитации лиц, страдающих психическими и психосоматическими расстройствами, как особый вид психосоциального вмешательства в структуре лечебно-реабилитационного процесса. Разные авторы особенно выделяют в психообразовании обучающий аспект, связанный с овладением пациентом способами опознания проявлений своих когнитивных и поведенческих расстройств.
Выводы. Психообразование должно быть внедрено в практику нейропсихологической (когнитивной) реабилитации. Чтобы продвинуть исследования и практику применения психообразования с целью повышения эффективности когнитивной реабилитации, необходима его разработка как типичного образовательного процесса, в котором каждому этапу должны соответствовать адекватные средства и практики. Кроме того, психообразование должно быть связано с процессом лечения и с конкретными терапевтическими и реабилитационными целями.
Ключевые слова: нейропсихологическая реабилитация; когнитивные нарушения; психообразование; критичность; приверженность лечению
-
-
Инсульт в молодом возрасте: статистические показатели, проблемные вопросы и перспективы нейропсихологических исследованийТеоретическая и Экспериментальная Психология 2025. № 1. c.141-157подробнее151
-
Актуальность. Растущее число случаев инсульта среди молодых людей опровергает его традиционное видение как возраст-ассоциированного заболевания. Малое знакомство с этой проблемой не только неврологов, но и других специалистов обусловливает ее актуальность и свидетельствует о ее недостаточной изученности. В 15–40% случаев причина инсульта у молодых людей остается неустановленной. Особый научный интерес представляют различные (в том числе и отдаленные) последствия острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) в молодом возрасте, связанные, прежде всего, с когнитивной и эмоционально-личностной сферой. Эти последствия важны в контексте трудоспособного и репродуктивного возраста пациентов и влияют на качество их жизни.
Цель. Провести обзор отечественных и зарубежных публикаций по проблеме инсульта в молодом возрасте, проанализировать имеющиеся клинико-психологические данные и определить перспективные направления нейропсихологических исследований по проблеме.
Методы. Совокупность методов анализа текста, сравнительный метод, анализ клинико-психологических данных.
Результаты. Обзор литературы показал, что первые нейропсихологические исследования молодых пациентов с инсультом относятся к 70–80-м годам XX века. Согласно данным научных публикаций, пациенты с инсультом в молодом возрасте имеют лучший прогноз на физическую и когнитивную реабилитацию по сравнению с пациентами более старших возрастных групп. Отмечено, что в имеющихся публикациях специфика когнитивных нарушений как последствий инсульта чаще констатируется, а не анализируется. При этом в большей части работ обращается внимание на проблемы, связанные с профессиональной и социальной адаптацией у таких пациентов.
Выводы. Инсульт у лиц в молодом возрасте имеет характерные особенности нейропсихологических нарушений, отличные от таковых в пожилом и старческом возрасте. Требуют дальнейших исследований выявленные нейропсихологические последствия, в частности, касающиеся мыслительной сферы человека. Необходимо унифицировать методологические подходы к изучению инсульта у молодых людей с целью адекватного сопоставления и сравнительного анализа данных, а также разработки более эффективных методов диагностики и лечения. Существует потребность в разработке и адаптации диагностических инструментов, позволяющих выявлять невыраженные симптомы когнитивных нарушений у молодых пациентов. Это, в свою очередь, позволит связать конкретные когнитивные дефициты с трудностями профессиональной и социальной адаптации.
Ключевые слова: инсульт; молодой возраст; когнитивные функции; нейропсихологические нарушения; реабилитация после инсульта
-