Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Осознанная саморегуляция и готовность к самореализации в юношеском возрастe

Осознанная саморегуляция и готовность к самореализации в юношеском возрастe

Аннотация

Актуальность. Поиск социальных ролей, путей и способов жизненного самоопределения является важнейшей задачей личностного развития в юношеском возрасте. В этой связи в фокусе внимания настоящего исследования оказались присущие человеку личностные качества, осознанная саморегуляция достижения целей жизнедеятельности и готовность к активной самореализации.

Цель. Изучение взаимосвязи между личностными особенностями, осознанной саморегуляцией и готовностью к активной самореализации у студентов юношеского возраста.

Выборка. В исследовании приняли участие 462 респондента юношеского возраста (из них 175 девушек, 287 юношей, средний возраст — 19,2 года), обучающихся в вузах г. Москвы.

Методы. Личностные особенности студентов вуза исследовались с помощью сверхкраткой версии опросника «Большая пятерка — 2, BFI-2-XS». Для изучения проявлений осознанной саморегуляции применялся опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ 2020» В.И. Моросановой. Уровень активности в самореализации определялся посредством «Опросника активности в самореализации», предложенного А.Д. Андреевой, А.Г. Лисичкиной. Статистический анализ данных включал в себя методы корреляционного, кластерного, дисперсионного и множественного регрессионного анализа, для которых использовался пакет SPSS 22.0.0.

Результаты. Получены новые данные о том, что все рассмотренные психологические характеристики тесно взаимосвязаны на высоком уровне статистической значимости и, возможно, оказывают влияние на готовность к самореализации. На основании проведенных процедур кластерного анализа выявлены три индивидуально-типологические группы студентов, различающиеся уровнем развития осознанной саморегуляции, выраженностью черт личности и разной степенью готовности к активной самореализации. Студенты с высокими уровнями общей способности к осознанной саморегуляции, добросовестности, экстраверсии, доброжелательности, открытости новому опыту и сниженным нейротизмом демонстрируют большую готовность к активной самореализации по сравнению с группой студентов, у которых наблюдается противоположная тенденция по отношению ко всем перечисленным показателям. Регрессионный анализ позволил установить больший вклад развития осознанной саморегуляции в готовность к активной самореализации по сравнению с выраженностью экстраверсии и добросовестности.

Выводы. Осознанная саморегуляция и выраженность личностных черт вносят существенный вклад в формирование готовности студентов к активной самореализации в различных сферах жизнедеятельности (в учебе, в профессиональной сфере, в отношениях и т.д.). Высокий уровень развития осознанной саморегуляции обучающихся является психологическим ресурсом их активной самореализации, позволяющим сосредотачивать усилия на планировании как близкого, так и отдаленного будущего, выстраивать последовательность необходимых шагов, проявлять гибкость и настойчивость в достижении поставленных целей.

Литература

Андреева, А.Д., Бегунова, Л.А., Лисичкина, А.Г. (2023). Особенности внутренней позиции взрослого у современных учащихся раннего юношеского возраста. Психологическая наука и образование, 28(2), 58–69. https://doi.org/10.17759/pse.2023280205

Андреева, А.Д., Лисичкина, А.Г. (2022). Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920–2020-е гг. Теоретическая и экспериментальная психология, (3), 198–210. https://doi. org/10.24412/2073-0861-2022-3-198-210

Андреева, А.Д., Лисичкина, А.Г. (2023). Психологическая готовность учащихся раннего юношеского возраста к активной самореализации: методический инструментарий. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, (1), 96–109. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-1-96-109

Базаева, Ф.У. (2009). Самореализация как философская, психологическая и педагогическая категория. Образование и наука, (9), 47–54.

Банщикова, Т.Н., Соколовский, М.Л., Тегетаева, Ж.Р. (2023). Осознанная саморегуляция как ресурс преодоления стресса и достижения субъективного благополучия: этнорегиональная специфика. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(1), 19–42. https://doi.org/10.11621/TEP-23-02

Богатырева, О.О. (2009). Личностные факторы профессиональной самореализации: дисс. канд. психол. наук. Москва.

Божович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Выготский, Л.С. (1984). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. Научное наследство. Москва: Изд-во «Педагогика».

Гинзбург, М.Р. (1994). Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии, (3), 43–53.

Гинзбург, М.Р. (1996). Психология личностного самоопределения: дисс. д-ра психол. наук. Москва.

Деркач, А.А. (2004). Акмеологические основы развития профессионала. Москва: Изд-во «МПСИ»; Воронеж: Изд-во «МОДЭК».

Дерманова, И.Б., Коростылева, Л.А. (1997). Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. Санкт-Петербург: Изд-во СПбУ.

Емелин, В.А., Рассказова, Е.И. (2024). Субъективные критерии предпочтения профессии и работы в старшем подростковом и юношеском возрасте. Национальный психологический журнал, 19(1), 23–40. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0102

Иванова, A.A. (2024). Роль индивидуальных ценностей в определении проэкологических действий. Психологические исследования, 17(95), 6. https://doi.org/10.54359/ps.v17i95.1598

Климов, Е.А. (1969). Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета.

Кондратюк, Н.Г., Бурмистрова-Савенкова, А.В., Моросанова, В.И. (2023). От чего зависят профессиональные планы старших школьников? Психология. Журнал Высшей школы экономики, 20(3), 500–522. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-3-500-522

Кричевский, Р.Л., Богатырева, О.О. (2005). Психологические предикторы профессиональной успешности. Сб. Культурно-исторический подход к исследованию процессов социализации. Под ред. В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. (С. 150–160). Москва: Изд-во РГГУ.

Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. Сб. Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. (С. 156–176). Москва: Изд-во «Смысл».

Маслоу, А. (1999). Мотивация и личность. Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. Санкт-Петербург: Изд-во «Евразия».

Мичурина, Е.С. (1999). Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кемерово.

Мишкевич, А.М., Щебетенко, С.А., Калугин, А.Ю., Soto, C.J., John, O.P. (2022). Апробация краткой и сверхкраткой версий вопросника Big Five Inventory-2: BFI-2-S и BFI-2-XS. Психологический журнал, 43(1), 95–108. https://doi.org/10.31857/S020595920017744-4

Моросанова, В.И. (2021). Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01

Моросанова, В.И. (2022). Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 58–82.

Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2020). Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — 2020». Вопросы психологии, (4), 155–167.

Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2022). Вклад осознанной саморегуляции и личностных черт в профессионально-ориентированные ресурсы обучающихся. Педагогика, 86(2), 18–36.

Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г., Потанина, А.М. (2024). Регуляторные ресурсы профессионального самоопределения обучающихся в условиях стресса: исследовательские подходы и теоретические основания. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(2), 31–60. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-14

Роджерс, К.Р. (1994). Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. М.М. Исениной. Под ред. Е.И. Исениной. Москва: Изд-во «Прогресс»; Изд-во «Универс».

Фромм, Э. (1993). Психология и этика. Москва: Изд-во «Республика».

Хорни, К. (2008). Невроз и личностный рост: борьба за самоосуществление. Пер. Е.И. Замфир. Москва: Изд-во «Академический Проект».

Baldwin, J.M. (ed). (1902). Dictionary of Philosophy and Psychology. Vol. 2. New York: MacMillan Publ.

Thompson, D. (ed.). (1998). The Oxford dictionary of current English: New “Spell-it-right” guidehighlights top problem words: 130,000 definitions a. entries. New York: Oxford University Press.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-38

Поступила: 10.07.2024

Принята к публикации: 10.08.2024

Дата публикации в журнале: 29.10.2024

Ключевые слова: юношеский возраст; самоопределение; самореализация; осознанная саморегуляция; личностные черты; социальная ситуация развития

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2024