Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Дифференциальные аспекты регуляторных и личностных ресурсов успеваемости учащихся с различными профилями школьной вовлеченности

Дифференциальные аспекты регуляторных и личностных ресурсов успеваемости учащихся с различными профилями школьной вовлеченности

Аннотация

Актуальность. Исследование выполнено в контексте актуального в современной психологии дифференциального подхода к исследованию психологических характеристик, обеспечивающих успеваемость обучающихся.

Цель. Выявить дифференциальные особенности регуляторных и личностных ресурсов академической успеваемости учащихся с различными профилями школьной вовлеченности.

Выборка. Выборку исследования составили 1056 обучающихся 5-11 классов.

Методы. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М 52)»; «Многомерная шкала школьной вовлеченности»; русско-язычная адаптация опросника «Большая пятерка – детский вариант»; опросник «Шкала академической мотивации школьников (ШАМ-Ш)»; опросник «Отношение к учению в средних и старших классах школы» (ОУУ) (модификация «Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» (МЭОУ)). Показатель академической успеваемости рассчитывался как средний балл по всем предметам.

Результаты. Выявлены четыре группы обучающихся с различными профилями школьной вовлеченности. Дифференциальный анализ показал, что ученики с высокими значениями всех показателей школьной вовлеченности отличаются наиболее высокими уровнями саморегуляции, внутренней академической мотивации, экстраверсии, добросовестности и открытости опыту в сравнении с другими типологическими группами. Наиболее успешными с точки зрения академических достижений оказались группы обучающихся с высокими значениями всех показателей школьной вовлеченности, а также с выраженной когнитивной вовлеченностью.

Выводы. Получены данные о дифференциальных особенностях регуляторных и личностных ресурсов академической успеваемости у обучающихся с различными профилями школьной вовлеченности. Дальнейшие исследования будут направлены на изучение возрастной специфики выявленных профилей школьной вовлеченности и индивидуально-типологических особенностей ресурсов академической успеваемости.

Литература

Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивацииучения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы //Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33–38.

Бондаренко И.Н., Потанина А.М., Моросанова В.И. Осознаннаясаморегуляция как ресурс успешности по русскому языку у школьников с различнымуровнем интеллекта // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, №. 1. С. 63–78. https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130105

Бондаренко И.Н., Цыганов И.Ю., Моросанова В.И. Роль осознаннойсаморегуляции в динамике познавательной активности и когнитивной вовлеченностиучащихся в период перехода из основной в старшую школу: лонгитюдноеисследование // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022.№4. С. 200–223. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.04.09

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К.Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников //Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, №2. С. 65–74. https://doi.org/10.17759/pse.2017220206

Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптациярусскоязычной версии опросника «Большая Пятерка – детский вариант» // Теоретическаяи экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 4. С. 6–12.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологическийресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. № 10.С. 13–24.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурсдостижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московскогоуниверситета. Серия 14. Психология. 2021. №1. С. 4–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01

Моросанова В.И. Психология осознанной саморегуляции: отистоков к современным исследованиям // Теоретическая и ЭкспериментальнаяПсихология. 2022. Т.15, № 3. С. 58–82. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-57-82

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика осознаннойсаморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М //Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 2. С. 27–37.

Моросанова В.И., Филиппова Е.В. От чего зависит надежностьдействий учащихся на экзамене // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 65–78.

Моросанова В.И., Потанина А.М., Цыганов И.Ю. Личностныеособенности и академическая успеваемость у школьников с различными профилямиосознанной саморегуляции учебной деятельности // Педагогика. 2020. Т. 84, № 9.С. 29–44.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Потанина А.М., ИшмуратоваЮ.А. Осознанная саморегуляция в системе предикторов успешности по русскомуязыку в школе (общая модель и ее модификации) // Национальный психологическийжурнал. 2021. № 3 (43). С. 15–30. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0302

Потанина А.М., Моросанова В.И. Регуляторные и личностныересурсы успешности школьного обучения: индивидуально-типологические аспекты //Вопросы психологии. 2021. Т. 67, № 5. С. 65–75.

Потанина А.М., Моросанова В.И. Индивидуально-типическиеособенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, психологического благополучияи академической успеваемости учащихся 6-х классов // Теоретическая иЭкспериментальная Психология. 2022.Т. 15, № 1. С.52–78. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-1-52-78

Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Адаптация и валидизация шкалопросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности» // Вестник Московскогоуниверситета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 194–213.

Фомина Т.Г., Филиппова Е.В., Моросанова В.И. Лонгитюдноеисследование взаимосвязи осознанной саморегуляции, школьной вовлеченности иакадемической успеваемости учащихся // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. С. 30–42. https://doi.org/10.17759/pse.2021260503

Фомина Т.Г., Потанина А.М., Моросанова В.И. Медиаторныеэффекты саморегуляции во взаимосвязи школьной вовлеченности и академическойуспешности учащихся разного возраста // Психология. Журнал Высшей школыэкономики. 2022. Т. 19, № 4. С. 835–846. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-4-835-846

Цыганов И.Ю., Бондаренко И.Н. Школьная вовлеченность обучающихсяс различным отношением к учению в основной школе // Теоретическая иЭкспериментальная Психология. 2022.Т. 15, № 1. С. 79–100. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-1-79-100

Якушина А.А., Асланова М.С., Ларина В.В. Вкладпсихологических параметров в осознанную саморегуляцию у подростков,занимающихся научной деятельностью // Национальный психологический журнал. 2021. № 4. C. 15–26. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0402

Cleary,T.J., Slemp, J., & Pawlo, E.R. (2021). Linking student self‐regulatedlearning profiles to achievement and engagement in mathematics. Psychology inthe Schools, 58 (3), 443–457. https://doi.org/10.1002/pits.22456

Dai, W.,Li, Z., & Jia, N. (2022). Self-regulated learning, online mathematicslearning engagement, and perceived academic control among Chinese junior highschool students during the COVID-19 pandemic: A latent profile analysis andmediation analysis. Frontiers in Psychology, 13, 1042843. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1042843

Fomina,T.G., Burmistrova-Savenkova, A.V., & Morosanova, V.I. (2020).Self-Regulation and Psychological Well-Being in Early Adolescence: A Two-WaveLongitudinal Study. Behavioral Sciences, 10 (3), 67. https://doi.org/10.3390/bs10030067

Fredricks,J.A., Ye, F., Wang, M.-T., & Brauer, S. (2019). Profiles of schooldisengagement: Not all disengaged students are alike. Handbook of studentengagement interventions. In J.A. Fredricks, A.L. Reschly, S.L. Christenson(Eds.), (pp. 31–43). Academic Press. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-813413-9.00003-6

Howard,J.L., Bureau, J., Guay, F., Chong, J.X.Y., & Ryan, R.M. (2021). StudentMotivation and Associated Outcomes: A Meta-Analysis From Self-DeterminationTheory. Perspectives on Psychological Science, 16 (6), 1300–1323. https://doi.org/10.1177/1745691620966789

Kriegbaum,K., Becker, N., Spinath, B. (2018) The relative importance of intelligence andmotivation as predictors of school achievement: A meta-analysis. EducationalResearch Review, 25, 120–148. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.10.001

Lazarides,R., Dietrich, J., & Taskinen, P.H. (2019). Stability and change instudents’ motivational profiles in mathematics classrooms: The role ofperceived teaching. Teaching and Teacher Education, 79, 164–175. https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.12.016

Lee, J.,Stankov, L., (2018) Non-cognitive predictors of academic achievement: Evidencefrom TIMSS and PISA. Learning and Individual Differences, 65, 50–64. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.05.009

Lei, H.,Cui, Y., & Zhou, W. (2018). Relationships between student engagementand academic achievement: a meta-analysis. Social Behavior and Personality, 46(3), 517–528. https://doi.org/10.2224/sbp.7054

Morosanova,V., Bondarenko, I., Fomina, T., & Burmistrova-Savenkova, A. (2018).Selfregulation, personality factors, academic motivation, math achievement inmiddle and senior school. European Proceedings of Social and BehaviouralSciences, 43, 401–410. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.53

Morosanova,V.I., Bondarenko, I.N., & Fomina, T.G. (2022). ConsciousSelf-regulation, Motivational Factors, and Personality Traits as Predictors ofStudents’ Academic Performance: A Linear Empirical Model. Psychology in Russia:State of the Art, 15 (4), 170. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0411

Niemivirta,M., Pulkka, A.-T., Tapola, A., & Tuominen, H. (2019). Achievement goalorientations: A person-oriented approach. The Cambridge handbook of motivationand learning. In K.A. Renninger, S.E. Hidi (Eds.), (pp. 566–616). CambridgeUniversity Press. https://doi.org/10.1017/9781316823279.025

Poysa, S.,Poikkeus, A.M., Muotka, J., Vasalampi, K., & Lerkkanen, M.K. (2020).Adolescents’ engagement profiles and their association with academicperformance and situational engagement. Learning and Individual Differences, 82, 101922. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2020.101922

Robson,D.A., Allen, M.S., Howard, S.J. (2020). Self-regulation in childhood as apredictor of future outcomes: A meta-analytic review. Psychological bulletin,146, (4), 324. https://doi.org/10.1037/bul0000227

Schmidt,J.A., Rosenberg, J.M., & Beymer, P.N. (2018). A person‐in‐contextapproach to student engagement in science: Examining learning activities andchoice. Journal of Research in Science Teaching, 55 (1), 19–43. https://doi.org/10.1002/tea.21409

Stajkovic,A.D., Bandura, A., Locke, E.A., Lee, D., & Sergent, K. (2018). Test ofthree conceptualmodels of influence of the big five personality traits andself-efficacy on academic performance: A meta-analytic path-analysis.Personality and individual differences, 120, 238–245. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.08.014

van Rooij,E.C., Jansen, E.P., & van de Grift W.J. (2017). Secondary schoolstudents’ engagement profiles and their relationship with academic adjustmentand achievement in university. Learning and Individual Differences, 54, 9–19. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.01.004

Wang,M.-T., & Peck, S.C. (2013). Adolescent educational success and mentalhealth vary across school engagement profiles. Developmental psychology, 49(7), 1266–1276. https://doi.org/10.1037/a0030028

Wang,M.-T., Fredricks, J., Ye, F., Hofkens, T., & Linn, J.S. (2019).Conceptualization and assessment of adolescents’ engagement and disengagementin school: A Multidimensional School Engagement Scale. European Journal ofPsychological Assessment, 35 (4), 592–606. https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000431

Yin, K.,Lee, P., Sheldon, O.J., Li, C., & Zhao, J. (2021). Personality profilesbased on the FFM: A systematic review with a person-centered approach.Personality and Individual Differences, 180, 110996. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110996

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-37

Поступила: 21.07.2023

Принята к публикации: 17.11.2023

Дата публикации в журнале: 12.12.2023

Ключевые слова: дифференциальный подход; осознанная саморегуляция; школьная вовлеченность; академическая мотивация; личностные диспозиции; академическая успеваемость

Доступно в on-line версии с: 12.12.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2023