Психологические ресурсы профессионального развития студентов
Аннотация
Резюме
Актуальность. Современные условия жизни общества характеризуются стремительными изменениями в экономике и системе образования, что создает новые вызовы для непрерывного и устойчивого профессионального развития молодежи. В связи с этим возрастает значимость изучения психологических ресурсов профессиональной адаптивности обучающихся, особенно в условиях повышенных стрессовых нагрузок и кратного роста неопределенности.
Цель. Изучить психологические ресурсы, обусловливающие индивидуальные различия в профессиональной адаптивности студентов как важнейшей характеристике профессионального развития личности.
Выборка. В исследовании приняли участие 1701 человек (54,32% девушки), российские студенты в возрасте от 16 до 25 лет (M = 18,23, SD = 1,46).
Методы. Исследование выполнено в рамках кросс-секционного дизайна с использованием валидных и надежных психодиагностических методик и современных методов анализа данных, включая машинное обучение. Сбор данных осуществлялся через онлайн-платформу «Тестограф». Обработка данных проводились в MS Excel и JASP ver. 0.19.03. Для статистического анализа применялся корреляционный анализ (критерий Спирмена), классификационный алгоритм машинного обучения «дерево решений», непараметрический дисперсионный анализ (критерий Краскела — Уоллиса и тест Данна).
Результаты. Разработана модель предикторов профессиональной адаптивности студентов. Показано, что наиболее успешные в профессиональной адаптивности студенты, как правило, обладают развитыми навыками осознанной саморегуляции, высоким уровнем психологического благополучия, выраженной ориентацией на будущее. Для студентов, у которых может наблюдаться «дефицит» регуляторных ресурсов, большая выраженность психологического благополучия в сочетании с ориентированностью на будущее повышают возможности профессиональной реализации. Высокий уровень хронического стресса снижает профессиональную адаптивность, однако этот эффект возникает только при недостатке психологических ресурсов, в частности, низких уровнях осознанной саморегуляции и психологического благополучия.
Выводы. Прогностическими ресурсами индивидуальных различий в профессиональной адаптивности студентов являются осознанная саморегуляция, психологическое благополучие, ориентация на будущее и выраженность хронического стресса. Исследование подчеркивает важность комплексного подхода к пониманию механизмов профессионального развития молодежи, учитывающего общие закономерности и индивидуальные особенности в его траекториях. Практические перспективы исследования связаны с разработкой программ психолого-педагогического сопровождения студентов, направленных на повышение их профессиональной адаптивности посредством развития навыков осознанной саморегуляции (регуляторных компетенций), формирования позитивной временной перспективы, управления стрессом и поддержания психологического благополучия.
Литература
Бухарина, А.Ю., Толстых, Н.Н. (2019). Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации. Современная зарубежная психология, 8(2), 36–48. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080204
Гут, Ю.Н. (2019). Роль временной перспективы в процессе профессионального самоопределения и становления личности. Вестник Вятского государственного университета, (3), 140–148. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.19.045
Кондратюк, Н.Г., Бурмистрова-Савенкова, А.В., Моросанова, В.И. (2023). От чего зависят профессиональные планы старших школьников. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 20(3), 500–522. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-3-500-522
Кондратюк, Н.Г., Потанина, А.М., Моросанова, В.И. (2025). Валидизация методики «Шкала карьерно-адаптационных способностей» на выборке студентов: российский контекст. Психологический журнал, 46(2), 96–109. https://doi.org/10.31857/S0205959225020106
Кондратюк, Н.Г., Цыганов, И.Ю., Колесникова, И.М., Моросанова, В.И. (2021). Регуляторные ресурсы жизненных планов человека в условиях неопределенности (на примере ситуации распространения пандемии COVID-19 в России). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 18(1), 7–24. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-7-24
Лесковец, Ю., Раджараман, А., Ульман, Дж. (2016). Анализ больших наборов данных. Москва: Изд-во «Пресс».
Моросанова, В.И. (2021). Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 4–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н., Доливец, С.C. (2025). Академический стресс и психологические ресурсы достижения образовательных целей. Образование и наука, 27(2), 108–134. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-108-134
Моросанова, В.И., Ванин, А.В. (2010). Роль индивидуальных особенностей временной перспективы и осознанной саморегуляции при выборе профессии старшеклассниками. Психологические исследования, (5), 5–13.
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2020). Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ 2020». Вопросы психологии, (4), 155–167.
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2022). Вклад осознанной саморегуляции и личностных черт в профессионально ориентированные ресурсы обучающихся. Педагогика, 86(2), 18.
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г., Потанина, А.М. (2024). Регуляторные ресурсы профессионального самоопределения обучающихся в условиях стресса: исследовательские подходы и теоретические основания. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (2), 31–60. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-14
Моросанова, В.И., Зинченко, Ю.П. (2024). Краткий опросник острого и хронического стресса: разработка и валидизация. Сибирский психологический журнал, (94), 6–22. https://doi.org/10.17223/17267080/94/1
Нестик, Т.А., Никишина, О.С. (2021). Отношение к пандемии и временная перспектива личности: психометрические характеристики краткой версии Стэнфордского опросника временной перспективы. Ярославский психологический вестник, (3), 29–37.
Сапоровская, М.В., Конжин, С.И., Тихомирова, Е.В., Самохвалова, А.Г. (2023). Личностные регуляторы построения образа будущего на разных этапах профессионализации. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(4), 122–142. https://doi.org/10.11621/TEP-23-32
Фомина, Т.Г., Бондаренко, И.Н. (2024). Валидизация шкалы проявлений психологического благополучия (ШППБ) на выборке российских студентов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(2), 243–264. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-23
Akkermans, J., Paradniké, K., Van der Heijden, B.I., De Vos, A. (2018). The best of both worlds: The role of career adaptability and career competencies in students’ well-being and performance. Frontiers in Psychology, 9, 1678. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01678
Akkermans, J., da Motta Veiga, S.P., Hirschi, A., Marciniak, J. (2024). Career transitions across the lifespan: A review and research agenda. Journal of Vocational Behavior, 148, 103957. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2023.103957.
Amaral, F.A., Krägeloh, C., Henning, M.A., Moir, F. (2023). Career indecision, depressive symptoms, self-efficacy and negative thoughts when transitioning from high school: A scoping review. Australian Journal of Career Development, 32(2), 158–169. https://doi.org/10.1177/10384162231180339
Andre, L., Van Vianen, A.E., Peetsma, T.T., Oort, F.J. (2018). Motivational power of future time perspective: Meta-analyses in education, work, and health. PloS One, 13(1), e0190492. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190492
Arbona, C., Fan, W., Phang, A., Olvera, N., Dios, M. (2021). Intolerance of uncertainty, anxiety, and career indecision: A mediation model. Journal of Career Assessment, 29(4), 699–716. https://doi.org/10.1177/10690727211002564
Assana, S., Laohasiriwong, W., Rangseekajee, P. (2017). Quality of life, mental health and educational stress of high school students in the northeast of Thailand. Journal of Clinical and Diagnostic Research, 11(8), 1–6. https://doi.org/10.7860/JCDR/2017/29209.10429
Boo, S., Wang, C., Kim, M. (2021). Career adaptability, future time perspective, and career anxiety among undergraduate students: A cross-national comparison. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, 29(1), 100328. https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2021.100328
Bouckenooghe, D., Kanar, A., Klehe, U.-C. (2022). A latent transition analysis examining the nature of and movement between career adaptability profiles. Journal of Vocational Behavior, 136, 103728. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2022.103728.
Cleofas, J.V., Rocha, I.C.N., Parcon, R.G. (2023). COVID-19 pandemic anxiety, academic stress, and quality of life among college students in the Philippines: A mediation study. Jurnal Cakrawala Pendidikan, 42(1), 1–11. https://doi.org/10.21831/cp.v42i1.47590.
Charbuty, B., Abdulazeez, A. (2021). Classification based on decision tree algorithm for machine learning. Journal of Applied Science and Technology Trends, 2(1), 20–28.
Chen, Y., Liu, Y. (2021). Which Risk Factors Matter More for Psychological Distress during the COVID-19 Pandemic? An Application Approach of Gradient Boosting Decision Trees. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(11), 5879. https://doi.org/10.3390/ijerph18115879
Datu, J.A.D., Buenconsejo, J.U. (2021). Academic engagement and achievement predict career adaptability. The Career Development Quarterly, 69(1), 34–48. https://doi.org/10.1002/cdq.12247
Diaconu-Gherasim, L.R., Țepordei, A.M., Labăr, A.V., Vîrgă, D., Măirean, C. (2024). University students’ future time perspective and career adaptability: The mediating role of grit. The Career Development Quarterly, 72, 121–134. https://doi.org/10.1002/cdq.12348
Di Mario, S., Rollo, E., Gabellini, S., Filomeno, L. (2024). How Stress and Burnout Impact the Quality of Life Amongst Healthcare Students: An Integrative Review of the Literature. Teaching and Learning in Nursing, 19(4), 315–323 https://doi.org/10.1016/j.teln.2024.04.009.
Furtado, C., Lakshmipriya, E. (2025). Future Time Perspective, Perceived Personal Competence and Career Decision Making Among Pre-University Students. International Journal for Multidisciplinary Research, 7(2). URL: https://www.ijfmr.com/research-paper.php?id=40910 (accessed: 20.06.2025)
Feng, Y., Akkermans, J., Jin, Q., Zhou, W. (2025). Forgone identity dwelling and career exploration: A self-regulatory perspective. Journal of Vocational Behavior, 104150. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2025.104150.
Hartung, P.J., Savickas, M.L. (2024). Career Adapt-Abilities Scale (CAAS). In: Krägeloh, C.U., Alyami, M., Medvedev, O.N. (eds). International handbook of behavioral health assessment (pp. 1–18). Cham: Springer International Publishing.
Jia, Y., Hou, Z.J., Shen, J. (2022a). Adolescents’ future time perspective and career construction: Career adaptability as mediator and hope as moderator. Journal of Career Development, 49(1), 202–217. https://doi.org/10.1177/0894845320926579
Jia, Y., Hou, Z.J., Zhang, H., Xiao, Y. (2022b). Future time perspective, career adaptability, anxiety, and career decision-making difficulty: Exploring mediations and moderations. Journal of Career Development, 49(2), 282–296. https://doi.org/10.1177/0894845320941922
Jia D., Yuan X. (2024). A Review of the Relationship between Health Behaviors and Career Adaptability among University Students. Journal of Medicine and Health Science, 2(4), 43–49. https://doi.org/10.62517/jmhs.202405407
Joseph, V.R. (2022). Optimal ratio for data splitting. Statistical Analysis and Data Mining: The ASA Data Science Journal, 15(4), 531–538. https://doi.org/10.1002/sam.11583
Ling, H., Teng, S., Liu, X., Wu, J., Gu, X. (2022). Future work self salience and future time perspective as serial mediators between proactive personality and career adaptability. Frontiers in Psychology, 13, 824198. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.824198
Magnano, P., Lodi, E., Zammitti, A., Patrizi, P. (2021). Courage, Career Adaptability, and Readiness as Resources to Improve Well-Being during the University-to-Work Transition in Italy. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(6), 2919. https://doi.org/10.3390/ijerph18062919
Masse, R., Poulin, C., Dassa, C., Lambert, J., Belair, S., Battaglini, A. (1998). The structure of mental health: higher-order confirmatory factor analyses of psychological distress and wellbeing measures. Social Indicators Research, 45(1–3), 475–504.
Merino-Tejedor, E., Hontangas, P.M., Petrides, K.V. (2018). Career adaptability mediates the effect of trait emotional intelligence on academic engagement. Revista de Psicodidáctica, 23(2), 77–85. https://doi.org/10.1016/j.psicoe.2017.10.002
Nikander, J., Tolvanen, A., Aunola, K., Ryba, T.V. (2022). The role of individual and parental expectations in student-athletes’ career adaptability profiles. Psychology of Sport and Exercise, 59, 102127. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2021.102127
Oliveira, Í.M., Marques, C. (2024). The Role of Career Adaptability and Academic Engagement in College Student’s Life Satisfaction. International Journal of Environmental Research and Public Health, 21(5), 596. https://doi.org/10.3390/ijerph21050596
Oztemel, K., Yıldız-Akyol, E. (2021). The predictive role of happiness, social support, and future time orientation in career adaptability. Journal of Career Development, 48(3), 199–212. https://doi.org/10.1177/0894845319840437
Parmentier, M., Pirsoul, T., Nils, F. (2022). Career adaptability profiles and their relations with emotional and decision-making correlates among Belgian undergraduate students. Journal of Career Development, 49(4), 934–950. https://doi.org/10.1177/08948453211005553
Kumar, D. (2020). Decision tree classifier: a detailed survey. International Journal of Information and Decision Sciences, 12(3), 246–269. https://doi.org/10.1504/IJIDS.2020.108141
Ran, J., Liu, H., Yuan, Y., Yu, X. Dong, T. (2023). Linking Career Exploration, Self-Reflection, Career Calling, Career Adaptability and Subjective Well-Being: A Self-Regulation Theory Perspective. Psychology Research and Behavior Management, 16, 2805–2817. https://doi.org/10.2147/PRBM.S420666
Rudolph, C.W., Kooij, D.T., Rauvola, R.S., Zacher, H. (2018). Occupational future time perspective: A meta‐analysis of antecedents and outcomes. Journal of Organizational Behavior, 39(2), 229–248. https://doi.org/10.1002/job.2264
Savickas, M.L., Porfeli, E.J. (2012). Career adapt-abilities scale: Construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries. Journal of Vocational Behavior., 80(3), 661–673. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.01.009
Tang, X., Tang, S., Ren, Z., Wong, D.F.K. (2019). Prevalence of depressive symptoms among adolescents in secondary school in mainland China: A systematic review and meta-analysis. Journal of Affective Disorders, 245, 498–507. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.11.043
Vashisht, S., Kaushal, P., Vashisht, R. (2023). Emotional intelligence, personality variables and career adaptability: a systematic review and meta-analysis. Vision, 27(3), 316–328. https://doi.org/10.1177/0972262921989877
Wang, N., Yan, Z., Cheng, D., Ma, X., Wang, W. (2024). Career adaptability and academic achievement among Chinese high school students: a person-centered longitudinal study. Journal of Youth and Adolescence, 53(3), 718–731. https://doi.org/10.1007/s10964-023-01884-6
Xu, Q., Zhang, C., Cui, Y., Hu, X., Yu, S. (2023). Career capital and well-being: the moderating role of career adaptability and identity of normal student. Social Indicators Research, 169(1), 235–253. https://doi.org/10.1007/s11205-023-03157-y
Zhai, Y., Du, X. (2024). Trends in Diagnosed Posttraumatic Stress Disorder and Acute Stress Disorder in US College Students, 2017-2022. JAMA Network Open, 7(5), e2413874. https://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2024.13874
Zhang, Y., Shi, P., Gao, M., Chang, H. (2022). Factors Influencing Aggressive Adolescent Behavior: An Analysis Using the Decision Tree Method. The Journal of Genetic Psychology, 183(6), 537–548. https://doi.org/10.1080/00221325.2022.2094213
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-18
Поступила: 17.03.2025
Принята к публикации: 24.04.2025
Дата публикации в журнале: 23.05.2025
Ключевые слова: профессиональная адаптивность; осознанная саморегуляция; психологическое благополучие; ориентация на будущее; хронический стресс; дерево решений; студенты
-
Для цитирования статьи:
