Малых Сергей Борисович
доктор психологических наук
Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Член Президиума РПО. Заместитель директора ПИ РАО, проректор Московского городского психолого-педагогического университета.
Вице-президент Федерации психологов образования России, представитель РФ в Международной ассоциации школьных психологов (ISPA), член федерации психологов образования России, член Российского психологического общества, член Американской психологической ассоциации (APA), член ассоциации генетики поведения (Behavior Genetic Association), международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID), член международной организации по исследованию мозга (IBRO), член международной общества по исследованию близнецов (ISTS).
Свыше 140 публикаций, из них свыше 50 - за рубежом.
-
-
В третьем номере журнала за 2021 год помещен ряд актуальных объемистых статей, напри- мер, печатаются результаты исследования взаимосвязи точности оценки количеств, выраженных в символической и несимволической форме, с успешностью выполнения заданий по математике (Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., ПИ РАО).
Ключевые слова: Колонка главного редактора
-
-
Символическая и несимволическая репрезентация количества: специфика соотношения и связь с успешностью в математикеТеоретическая и Экспериментальная Психология 2021. № 3. c.6-23подробнее994
-
Приведены результаты исследования взаимосвязи точности оценки количеств, выраженных в символической и несимволической форме, с успешностью выполнения заданий по математике, в том числе в формате государственных экзаменов, на разных этапах школьного обучения. В исследовании с участием 493 школьников 4, 9 и 11 классов показана специфика соотношения точности символической и несимволической репрезентации количества на начальном, основном и полном уровнях общего образования. Делается вывод о зависимости связи точности символической и несимволической репрезентации количества с успешностью выполнения государственных экзаменов от уровня школьного обучения и, соответственно, вида экзаменационной или проверочной работы.
Ключевые слова: символическая репрезентация числа; несимволическая репрезентация числа; стандартизированные математические задания; государственный экзамен; проверочная работа; начальный; основной и полный уровни школьного обучения
-
-
Индивидуальные различия в функции планирования у детей, переживших онкологические заболевания, и контрольной группыТеоретическая и Экспериментальная Психология 2021. № 3. c.24-28подробнее958
-
Онкологическое заболевание, пережитое в детском возрасте, представляет повышенные риски когнитивного дефицита. В частности, может снижаться функция планирования. В результате проведенного исследования было выявлено, что у детей, переживших онкологические заболевания, функция планирования снижена, по сравнению с контрольной группой. При этом медицинские факторы не выступали в качестве предикторов развития планирования, а значимыми предикторами оказались только возраст и пол.
Ключевые слова: планирование; когнитивное развитие; детский рак; медуллобластома; острый лимфобластный лейкоз
-
-
Психометрический анализ опросника агрессивности Басса – ПерриТеоретическая и Экспериментальная Психология 2021. № 4. c.28-38подробнее1214
-
В статье представлены результаты оценки психометрических характеристик Опросника агрессивности Басса – Перри (BPAQ). Выборка исследования составила 1200 подростков 14–17 лет. Были получены удовлетворительные данные о надежности альфа Кронбаха (от 0,74 до 0,85) и омега Макдональда (от 0,64 до 0,76). Итоги факторного анализа данных, найденных у российских подростков, свидетельствуют в пользу четырехфакторной структуры используемого опросника. Однако содержание пунктов указанных факторов отличается от оригинального опросника, предложенного А. Бассом и М. Перри. У мальчиков выявлены более высокие значения по шкале «Физическая агрессия», у девочек – по шкалам «Гнев» и «Враждебность». Половых различий по шкале «Вербальная агрессия» не обнаружено. Вербальная агрессия увеличивается от 14 до 17 лет, остальные шкалы не связаны с возрастом.Ключевые слова: агрессивность; подростки; надежность; факторная структура; Опросник агрессивности Басса – Перри (BPAQ)
-