Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
К вопросу о социальном самочувствии студентов вузов

К вопросу о социальном самочувствии студентов вузов

Аннотация

Актуальность. В современном обществе, характеризующемся неопределенностью и изменчивостью, актуальным является обращение к изучению социального самочувствия представителей различных социальных групп и, в частности, студентов.

Цель. Выявление особенностей социального самочувствия студентов университетов.

Выборка. В исследовании приняли участие 3855 студентов педагогических вузов и классических университетов различных субъектов РФ.

Методы. Исследование выполнено на материалах мониторингового анонимного анкетного опроса, который был проведен в 2023 г. сотрудниками лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования Российской академии образования. Обработка материалов исследования проводилась с использованием статистического пакета программ SPSS 21 и StatSoft Statistica 7.0. Факторный анализ проводился с применением метода выделения главных компонент с последующим Varimax-вращением.

Результаты. Выявлены особенности социального самочувствия студентов университетов, проявляющиеся в их ценностных ориентациях, эмоциональной оценке собственного будущего и оценке значимости различных угроз. Охарактеризовано дифференцирующее влияние материально-экономического статуса и эмиграционных установок на социальное самочувствие студентов. Показано, что низкообеспеченным студентам более свойственны пессимизм в отношении своего будущего и опасения относительно своей экономической несостоятельности и социальной незащищенности, высокообеспеченным — оптимизм относительно своего будущего и ориентация на самореализацию. Установки студентов на эмиграцию связаны с комплексом ценностей, которые можно отнести к «либеральным», и комплексом социально-политических страхов. Желание жить в России характеризуется охранительными установками, связанными с традиционными духовно-нравственными ценностями.

Выводы. Проведенный анализ результатов исследования позволяет увидеть, как студенты, относящие себя к определенному социально-экономическому слою, переживают свой жизненный контекст, и выявляет характеристики социального самочувствия, способствующие формированию эмиграционных намерений на этапе обучения в университете. Социальное самочувствие студентов — представителей разных социально-экономических страт принципиально различается в базовой модальности отношения к будущему («оптимизм» / «пессимизм»). Установки на эмиграцию связаны с ценностными структурами, условно обозначенными оппозицией «традиционные ценности — либеральные ценности». Полученные результаты могут быть полезны для разработки программ воспитания в вузах, а также для работы психологических служб, направленной на улучшение социального самочувствия студентов.

Литература

Канаш, Т.В. (2013). Роль надежды и оптимизма в современной культуре. Человек и культура, (5), 47–69. https://doi.org/10.7256/2306-1618.2013.5.10114

Коломиец, О.В. (2023). Особенности социального самочувствия студентов в пандемийный и послепандемийный периоды времени. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, (6), 41–47. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.65.36.021

Марцинковская, Т.Д. (2019). Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития. Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 77–96. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270306

Нестик, Т.А., Задорин, И.В. (2020). Отношение россиян к глобальным рискам: социально-демографические и психологические факторы восприятия угроз. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 4–28. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1700

Павлова, И.В., Герман, Е.В., Голубков, А.С. (2023). Структура ценностных ориентаций современных студентов как основа построения воспитательной системы в вузе. Современные проблемы науки и образования, (3). https://doi.org/10.17513/spno.32697

Собкин, В.С., Ткаченко, О.В. (2007). Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.

Шафиркин, А.В., Штемберг, А.С. (2013). Влияние социального стресса и психоэмоциональной напряженности на здоровье мужчин трудоспособного возраста в России. Вестник РГМУ, (5–6), 27–34.

Шувалова, Н.В., Муталимова, А.М. (2023). Некоторые аспекты социализации личности и формирования ценностных ориентаций современного студента. Педагогика и психология образования, (2), 138–151. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2023-2-138-152

Эриксон, Э. (2006). Идентичность: юность и кризис. Москва: Изд-во «Прогресс».

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-21

Поступила: 15.07.2025

Принята к публикации: 22.08.2025

Дата публикации в журнале: 07.10.2025

Ключевые слова: студент вуза; социальное самочувствие; ценностные ориентации; страхи; эмоциональная оценка перспектив; эмиграционные установки; социально-экономический статус; факторный анализ

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2025