Смыслова Мария Михайловна
Ведущий аналитик лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования Российской академии образования.
-
К вопросу о социальном самочувствии студентов вузовТеоретическая и экспериментальная психология 2025. № 3. c.61-71подробнее280
-
Актуальность. В современном обществе, характеризующемся неопределенностью и изменчивостью, актуальным является обращение к изучению социального самочувствия представителей различных социальных групп и, в частности, студентов.
Цель. Выявление особенностей социального самочувствия студентов университетов.
Выборка. В исследовании приняли участие 3855 студентов педагогических вузов и классических университетов различных субъектов РФ.
Методы. Исследование выполнено на материалах мониторингового анонимного анкетного опроса, который был проведен в 2023 г. сотрудниками лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования Российской академии образования. Обработка материалов исследования проводилась с использованием статистического пакета программ SPSS 21 и StatSoft Statistica 7.0. Факторный анализ проводился с применением метода выделения главных компонент с последующим Varimax-вращением.
Результаты. Выявлены особенности социального самочувствия студентов университетов, проявляющиеся в их ценностных ориентациях, эмоциональной оценке собственного будущего и оценке значимости различных угроз. Охарактеризовано дифференцирующее влияние материально-экономического статуса и эмиграционных установок на социальное самочувствие студентов. Показано, что низкообеспеченным студентам более свойственны пессимизм в отношении своего будущего и опасения относительно своей экономической несостоятельности и социальной незащищенности, высокообеспеченным — оптимизм относительно своего будущего и ориентация на самореализацию. Установки студентов на эмиграцию связаны с комплексом ценностей, которые можно отнести к «либеральным», и комплексом социально-политических страхов. Желание жить в России характеризуется охранительными установками, связанными с традиционными духовно-нравственными ценностями.
Выводы. Проведенный анализ результатов исследования позволяет увидеть, как студенты, относящие себя к определенному социально-экономическому слою, переживают свой жизненный контекст, и выявляет характеристики социального самочувствия, способствующие формированию эмиграционных намерений на этапе обучения в университете. Социальное самочувствие студентов — представителей разных социально-экономических страт принципиально различается в базовой модальности отношения к будущему («оптимизм» / «пессимизм»). Установки на эмиграцию связаны с ценностными структурами, условно обозначенными оппозицией «традиционные ценности — либеральные ценности». Полученные результаты могут быть полезны для разработки программ воспитания в вузах, а также для работы психологических служб, направленной на улучшение социального самочувствия студентов.
Ключевые слова: студент вуза; социальное самочувствие; ценностные ориентации; страхи; эмоциональная оценка перспектив; эмиграционные установки; социально-экономический статус; факторный анализ
-

