Прохоров Александр Октябринович
доктор психологических наук
Профессор кафедры общей психологии института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.
-
Становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения в вузеТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 1. c.101-121подробнее1130
-
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выявле- ния вклада структур сознания в регуляцию психических состояний и в развитие регуляторных свойств субъекта. Теоретическим основанием работы выступила ав- торская модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний. Цель исследования. Показать становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в ходе обучения в вузе (на лекции, семинаре и экзамене). Выборка. В исследовании приняли участие студенты-психологи 1-го и 4-го курсов бакалавриата Института психологии и образования Казанского федерально- го университета. Всего 151 человек: 88 студентов 1-го курса и 63 студента 4-го курса. Методы. Использованы различные методики диагностики ментальных харак- теристик и регуляторных способностей, а также авторские опросники и анкеты изучения психических состояний и операциональных средств саморегуляции. Для анализа данных применялся метод корреляционного анализа с последующим вы- числением индекса организованности структур.
Ключевые слова: психическое состояние; ментальная регуляция; способ саморегуляции; рефлексия; учебная деятельность
-
-
Ситуационные аспекты ментальной регуляции психических состоянийТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 4. c.13-27подробнее643
-
Актуальность. Изучение психологических механизмов и закономерностей «осознанной» регуляции психических состояний требует обращенности к структурам сознания и их функциям в регуляторном процессе. Эти структуры и механизмы остаются до настоящего времени наименее изученными, тогда как потребность в понимании психологических механизмов саморегуляции состояний чрезвычайно актуальна, а знания о них востребованы в различных ситуациях жизни субъекта.
Цель. В предлагаемой аналитической статье исследуется концепт «ситуация» (подходы, принципы, строение, уровни и др.), представление о ней как о «психологической ситуации» и её роль в актуализации ментальной регуляции психических состояний.
Результаты. Показано, что ситуация жизнедеятельности субъекта «запускает» регуляторный процесс, активируя структуры сознания, организация которых состоит из смысловых, рефлексивных, репрезентативных структур, переживания, системы Я. Анализируются результаты ситуативной обусловленности саморегуляции состояний у служащих государственных учреждений, в процессе обучения студентов, в трудных жизненных ситуациях (обратимых и необратимых), влияние на активацию структур сознания и, соответственно, на операциональные средства регуляции. Рассмотрены взаимоотношения ментальных структур в процессе регуляции состояний субъекта.
Выводы. В процессе регуляции психических состояний происходит образование функциональных структур «ситуация — ментальные структуры — регуляторные средства — психические состояния». Актуализация функциональных структур обусловлена целью регуляции — потребностью в изменении состояния в соответствии с требованиями возникшей ситуации жизнедеятельности субъекта. Активизация структур сознания, опосредующих выбор операциональных средств регуляции и их использование, приводит к изменению психического состояния.
Ключевые слова: психическое состояние; регуляция; структуры сознания; впечатление; образ; смысл; рефлексия; система Я; репрезентация; регуляторные средства
-
-
Особенности ментальной регуляции познавательных состояний школьников в зависимости от уровня стрессогенности ситуацииТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 2. c.144-157подробнее458
-
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью вклада структур, составляющих сознание (в частности, рефлексивно-смысловых структур и самоотношения), в регуляцию познавательных состояний в различных по степени напряженности ситуациях жизнедеятельности. Теоретической базой работы выступила авторская концепция ментальной регуляции психических состояний.
Цель. Выявить особенности взаимосвязей между показателями ментальной регуляции и частотой переживания различных познавательных состояний в четырех ситуациях с разным уровнем стрессогенности.
Выборка. Выборку исследования составили 70 учащихся 11-х классов (31 юноша и 39 девушек, Мвозраст = 17,7 лет) средних общеобразовательных учреждений.
Методы. В исследовании применялись авторские анкеты «Оценка частоты переживаний психических состояний» и «Способы саморегуляции состояний» (М.Е. Валиуллина). В инструкциях респондентам предъявлялись четыре типа ситуаций с различным уровнем стрессогенности — от слабого с нейтральным контекстом до сильного с отрицательным эмоциональным фоном. Тестирование проводилось с использованием известных психологических тестов: «Методика исследования системы жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков), «Тест-опросник самоотношения» (С.Р. Пантилеев), «Методика диагностики рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарева). Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи частотного анализа и корреляционного анализа по Спирмену.
Результаты. Показано, что с увеличением вектора напряженности ситуации уменьшается частота переживания продуктивных познавательных состояний и возрастает вероятность возникновения непродуктивных состояний, при этом растет количество используемых методов регуляции. Кроме того, с повышением напряженности ситуации усиливается включенность показателей смысловой сферы, рефлексии и самоотношения в ментальную регуляцию познавательных состояний, возрастает степень интеграции взаимосвязей, выделяются структурообразующие показатели.
Выводы. Полученные результаты позволяют утверждать, что уровень стрессогенности ситуации существенно влияет на качественный состав характеристик, входящих в системы «ментальная регуляция — познавательное состояние — метод регуляции» и «ментальная регуляция — метод регуляции — познавательное состояние».
Ключевые слова: познавательные состояния; саморегуляция; смысл; рефлексия; самоотношение; регуляторные средства
-